Развитие космонавтики

полностью программу партии "ЯБЛОКО" можно прочитать по ссылке.
Развитие космонавтики
Орбитальные космические группировки и обеспечивающая их работу наземная инфраструктура стали для многих государств неотъемлемыми компонентами функционирования практически всех отраслей науки, производства, обеспечения безопасности, финансово-хозяйственной деятельности, распределения информационных потоков, потребления.

Россия пока еще сохраняет свои позиции в развитии и использовании космического пространства, однако значительно уступает США по общему составу орбитальной группировки и объему решаемых задач, в том числе по разведке, связи, мониторингу земной и водной поверхности, метеонаблюдениям и по другим направлениям. По составу орбитальной группировки Россию догнал Китай.

Как следствие недостаточного финансирования, коррупции, снижения качества управления и кадровых ресурсов, резко выросла аварийность при запусках ракет-носителей, выводе космических аппаратов на орбиту и их функционировании в заложенные сроки. Практически неработоспособными стали космические эшелоны Системы предупреждения о ракетном нападении. Сроки активной работы наших космических аппаратов военного, гражданского и двойного назначения заметно уступают американским и европейским. Последнее приводит к более частым запускам ракет-носителей с полезной нагрузкой и к соответствующим дополнительным расходам. По затратам на запуски в космос Россия — один из лидеров (около 14% мировых расходов), но по доходам — на периферии (1,5−1,6%) от мировых.

Пока что сохраняются конкурентные преимущества России по стоимости доставки полезной нагрузки на низкие орбиты — в полтора-два раза ниже в расчете на один кг по сравнению с США и Европой. Однако это преимущество постепенно тает из-за активной деятельности частных зарубежных компаний. Частные космические корабли успешно долетают до цели, доставляют грузы по заказу правительств и корпораций и возвращаются обратно (Dragon). Уже сегодня полеты на Falcon от SpaceX стали дешевле французских «Арианов» и российских «Протонов». Состоялась успешная посадка первой ступени ракеты-носителя Falcon 9, что позволяет экономить на дорогостоящих разгонных двигателях и снижать стоимость космических запусков. В середине 2017 года первые астронавты отправятся в космос на частном корабле Dragon V2 производства SpaceX, что сможет обеспечить самостоятельность пилотируемой программы США. Уже в ближайшие годы планируется запуск первой частной миссии на Луну и посадочного аппарата на Марс.

В условиях конфронтационных отношений с Западом приоритетом бюджетного финансирования в государстве в развитии космической деятельности будут оставаться военные задачи в ущерб народно-хозяйственным. В настоящее время в этой сфере существуют заметные бреши. Создание Единой космической системы для выполнения функций предупреждения о ракетном нападении, связи и боевого управления обоснованно, но реализация этого плана сталкивается с проблемами финансирования, импортозамещения, квалификации кадров и другими. В частности, создание собственной элементной базы затягивается, замена ее на отечественную приводит к увеличению сроков разработок и массы космических аппаратов и трудностям с выводом их на требуемые орбиты.

Еще больше проблем с обеспечением деятельности в космосе в интересах науки и решением гражданских задач. Развитие космонавтики происходит только в области освоения низких орбит — спутников связи и навигации, зондирования Земли, раннего предупреждения о ракетном нападении, пилотируемых полетов на МКС. Однако вероятное развитие пилотируемой космонавтики в других странах (в перспективе до 2025 года Индия, Европа и Япония), появление новых космических держав (Республика Корея — 2013, Иран — 2009, в ближайшем будущем — Бразилия в 2018), активное развитие частной космонавтики ставят под сомнения шансы России оставаться ведущей державой на земной орбите. В области межпланетных исследований ситуация обстоит хуже: исследования Солнечной системы автоматическими аппаратами не велись дальше орбиты Марса; грядущие миссии — полеты на Луну, Венеру и к астероидам — отложены с перспективой их отмены. Отставание в области освоения космоса, особенно в научных программах (у США в 10 раз больше научных межпланетных миссий), является признаком угасания России как космической державы.

К 2025 году пилотируемыми программами будут обладать 6 национальных космических агентств, еще 6 стран будут иметь самостоятельные программы на уровне автоматических станций. США, Китай и Европа в полной мере развернут свои лунные миссии. Россия, не имеющая амбициозных исследовательских планов, по насыщенности космической программы будет конкурировать только с Японией и Индией — и то до тех пор, пока индийская экономика не вырвется далеко вперед и стране не станет тесно на земной орбите.

Наличие насыщенной, научно-обоснованной и перспективной космической программы объективно способствует росту национального престижа, что повышает международный вес страны, и влияет на ее способность предлагать выгодные условия при формировании отношений с другими странами. Однако качественное изменение параметров космической программы возможно только при устранении причин и преодолении текущего кризиса в экономике и обществе, создании условий для развития космической программы, способствующих эффективному развитию других сфер деятельности.

Для изменения ситуации в космической отрасли необходимо:
1
Обеспечить открытость и прозрачность в космической деятельности (научный, общественный и парламентский контроль), честные расходы. Сделать ставку на профессионализм, талант и мудрое управление.
2
Привлечь частные инвестиции в космическую деятельность. Сократить перечень подлежащих лицензированию видов космической деятельности. Необходимо сохранить лицензирование только для создания, производства и модернизации пилотируемых космических кораблей и станций и их комплектующих, для запуска ракет-носителей, способных вывести в космос более одного килограмма груза, и для эксплуатации космодромов, стартовых комплексов, пусковых установок. Все остальные подвиды космической деятельности должны быть доступны для любых организаций без лицензии.
3
Перераспределить расходы государственного бюджета: снижение оборонных расходов даже на 3,5% приведет к удвоению расходов на космическую деятельность.
4
Обеспечить достойные условия труда в космической отрасли. Российская космическая промышленность – это порядка 100 предприятий и 250 тысяч сотрудников. Средняя зарплата в ГКНЦП им. Хруничева в 2015 году – 35 тысяч рублей. Отсюда низкий уровень качества производимых деталей, потеря кадрового потенциала. Одна из наиболее наукоемких и высокотехнологичных отраслей нуждается в активной деятельности. Множество предприятий зависит исключительно от космических заказов.
5
Развивать материально-техническую базу, поддерживать космическую науку и образование, вернуть астрономию в обязательную школьную программу. Отсутствие творческих стимулов в целом негативно отражается и на настроениях в отрасли, и на ее авторитете среди молодежи и в обществе.
6
Постепенно отказаться от использования токсичного ракетного топлива (гептил) и развивать проекты с использованием более экономичных, безопасных и экологических компонентов топлива – керосина и кислорода (ракета «Ангара»).
7
Осуществлять дальнейшие поиски экономически выгодных решений развития горизонтальных стартов (авиация) с целью вывода полезной нагрузки на околоземные орбиты.
8
Держать гагаринскую планку: путем лучшего управления государственными расходами и перезапуска национальной экономики утвердить новую Федеральную космическую программу, предусматривающую пилотируемый полет на Луну к 2030 году, всеобъемлющее обеспечение орбитальной космической группировки для нужд страны, всемерное развитие научных проектов, в том числе и автоматических межпланетных станций.
9
Международная кооперация: мир на Земле и в космосе, демилитаризация космического пространства и обновление Договора о космосе 1968 года. Поиск путей сотрудничества для совместного пилотируемого полета на Марс и реализации проектов на Луне и других объектах Солнечной системы. Экономического потенциала России в любом случае недостаточно для амбициозных планов по пилотируемому освоению Марса и исследованиям дальнего космоса. Космос в принципе не может быть уделом отдельной страны, он является источником вдохновения и прогресса для всего человечества. Экономически рентабельные задачи освоения ближнего космоса (телекоммуникации, метеорология, космический туризм и т.д.) останутся в долгой перспективе полем для конкуренции космических держав и частных компаний. Крупные проекты, такие как колонизация Луны и Марса, должны выполняться всем международным сообществом. Безусловно, еще долгие годы страны будут самостоятельно запускать пилотируемые экспедиции на Луну и к астероидам (к чему должна стремиться и Россия), но более масштабные проекты (создание базы на Луне и полет на Марс) должны реализовываться всеми заинтересованными участниками космической деятельности – в первую очередь Россией, США, Европой, Китаем и Индией. Сотрудничество в космосе будет служить делу сотрудничества на Земле, созданию гармоничной системы международных отношений, обеспечению всеобщей безопасности.