Как следствие недостаточного финансирования, коррупции, снижения качества управления и кадровых ресурсов, резко выросла аварийность при запусках ракет-носителей, выводе космических аппаратов на орбиту и их функционировании в заложенные сроки. Практически неработоспособными стали космические эшелоны Системы предупреждения о ракетном нападении. Сроки активной работы наших космических аппаратов военного, гражданского и двойного назначения заметно уступают американским и европейским. Последнее приводит к более частым запускам ракет-носителей с полезной нагрузкой и к соответствующим дополнительным расходам. По затратам на запуски в космос Россия — один из лидеров (около 14% мировых расходов), но по доходам — на периферии (1,5−1,6%) от мировых.
Пока что сохраняются конкурентные преимущества России по стоимости доставки полезной нагрузки на низкие орбиты — в полтора-два раза ниже в расчете на один кг по сравнению с США и Европой. Однако это преимущество постепенно тает из-за активной деятельности частных зарубежных компаний. Частные космические корабли успешно долетают до цели, доставляют грузы по заказу правительств и корпораций и возвращаются обратно (Dragon). Уже сегодня полеты на Falcon от SpaceX стали дешевле французских «Арианов» и российских «Протонов». Состоялась успешная посадка первой ступени ракеты-носителя Falcon 9, что позволяет экономить на дорогостоящих разгонных двигателях и снижать стоимость космических запусков. В середине 2017 года первые астронавты отправятся в космос на частном корабле Dragon V2 производства SpaceX, что сможет обеспечить самостоятельность пилотируемой программы США. Уже в ближайшие годы планируется запуск первой частной миссии на Луну и посадочного аппарата на Марс.
В условиях конфронтационных отношений с Западом приоритетом бюджетного финансирования в государстве в развитии космической деятельности будут оставаться военные задачи в ущерб народно-хозяйственным. В настоящее время в этой сфере существуют заметные бреши. Создание Единой космической системы для выполнения функций предупреждения о ракетном нападении, связи и боевого управления обоснованно, но реализация этого плана сталкивается с проблемами финансирования, импортозамещения, квалификации кадров и другими. В частности, создание собственной элементной базы затягивается, замена ее на отечественную приводит к увеличению сроков разработок и массы космических аппаратов и трудностям с выводом их на требуемые орбиты.
Еще больше проблем с обеспечением деятельности в космосе в интересах науки и решением гражданских задач. Развитие космонавтики происходит только в области освоения низких орбит — спутников связи и навигации, зондирования Земли, раннего предупреждения о ракетном нападении, пилотируемых полетов на МКС. Однако вероятное развитие пилотируемой космонавтики в других странах (в перспективе до 2025 года Индия, Европа и Япония), появление новых космических держав (Республика Корея — 2013, Иран — 2009, в ближайшем будущем — Бразилия в 2018), активное развитие частной космонавтики ставят под сомнения шансы России оставаться ведущей державой на земной орбите. В области межпланетных исследований ситуация обстоит хуже: исследования Солнечной системы автоматическими аппаратами не велись дальше орбиты Марса; грядущие миссии — полеты на Луну, Венеру и к астероидам — отложены с перспективой их отмены. Отставание в области освоения космоса, особенно в научных программах (у США в 10 раз больше научных межпланетных миссий), является признаком угасания России как космической державы.
К 2025 году пилотируемыми программами будут обладать 6 национальных космических агентств, еще 6 стран будут иметь самостоятельные программы на уровне автоматических станций. США, Китай и Европа в полной мере развернут свои лунные миссии. Россия, не имеющая амбициозных исследовательских планов, по насыщенности космической программы будет конкурировать только с Японией и Индией — и то до тех пор, пока индийская экономика не вырвется далеко вперед и стране не станет тесно на земной орбите.
Наличие насыщенной, научно-обоснованной и перспективной космической программы объективно способствует росту национального престижа, что повышает международный вес страны, и влияет на ее способность предлагать выгодные условия при формировании отношений с другими странами. Однако качественное изменение параметров космической программы возможно только при устранении причин и преодолении текущего кризиса в экономике и обществе, создании условий для развития космической программы, способствующих эффективному развитию других сфер деятельности.